Неспецифическая иммунопрофилактика

.

Методов неспецифической профилактики болезней очень много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности, получивших обобщенное название «закаливание организма». Если исходить из определения, что закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, понятие его значительно расширяется по сравнению с общепринятым, как системы воздушных, водных, солнечных и других ванн для повышения устойчивости к различным метеорологическим (простудным) явлениям.


Охарактеризуем известные в настоящее время средства повышения неспецифической резистентности организма и план проведения профилактической и оздоровительной работы в ДОУ.
Утренняя физзарядка с элементами дыхательной гимнастики
Утренняя гигиеническая гимнастика в ДОУ вводится в качестве обязательного элемента режима дня у детей дошкольного возраста с 3 лет. В теплый период года и при хорошей погоде в переходные периоды прием детей и проведение с ними утренней гигиенической гимнастики должны осуществляться непосредственно на игровых площадках.
Младшим дошкольникам нравятся несложные игры, носящие подражательный характер (изображать движение паровоза, автомобиля, полет птиц, прыжки зайцев, переваливаться с ноги на ногу, подобно медвежатам, и т. п.). Не следует включать в утреннюю гимнастику элементы соревнования (ловля, увертывание и пр.), так как это излишне возбуждает. Необходимо избегать упражнений, требующий от ребенка напряженного внимания, длительного разучивания.
Организуя занятие, сначала следует предложить выполнить 5–6 имитационных (подражательных) движений: одно для рук и плечевого пояса, 2–3 упражнения для туловища, затем для ног – приседания, прыжки и бег. В заключение комплекса – спокойная ходьба. Продолжительность таких занятий для младших детей – 5–7 мин, для старших – 8-10 мин.
Занятия строятся в определенной последовательности: сначала упражнения, вызывающие меньшую затрату сил, а затем с большой нагрузкой. Количество повторений зависит от характера движений. Если они вовлекут в работу большие группы мышц (наклоны туловища, приседания), то нужно 4–5 повторений, а после короткой паузы – еще 2–3. Движения, требующие участия меньшего количества мышц (подъем и опускание рук, поднимание на носки), можно повторить 6–8 раз и после паузы – еще 3–4 раза.
Убедившись, что упражнения утренней гимнастики выполняются правильно, четко, необходимо заменить их другими (примерно через каждые 10–15 дней). Надо это делать и досрочно в том случае, если дети начинают терять интерес к упражнениям, но заменять их не все сразу, а постепенно, иначе будет затруднено усвоение нового и снизится качество выполнения: упражнения легкие – после 3–4 дней, посложнее – после 5–6 дней. Время от времени необходимо повторять уже знакомые детям движения.
При проведении утренней гимнастики необходимо постоянно следить за правильностью дыхания детей. Прежде всего, дыхание должно быть носовым, так как дыхание ртом приводит к пересыханию и переохлаждению слизистых оболочек рта, глотки, гортани, предрасполагая к частым простудным заболеваниям дыхательного тракта, обострению хронических заболеваний. При правильном дыхании воздух в носовых ходах подвергается обеззараживанию, так как на попавшие микроорганизмы действуют специфические вещества, содержащиеся в носовой слизи. В ней же присутствуют и противовирусные вещества.
Для ликвидации причин «ротового» дыхания необходимо своевременно диагностировать и радикально удалять лимфоидные вегетации (аденоиды, носовые полипы), проводить закаливание полости носа путем ее промывания сначала теплой водой, с последующим переходом на более холодную.
Кроме того, необходимо постоянно следить за правильностью ритмики дыхания (вдох-выдох) в соответствии с выполняемыми упражнениями, чтобы ребенок дышал свободно, не задерживал дыхания. Для улучшения функции внешнего дыхания в утреннюю гимнастику также включаются так называемые дыхательные упражнения («звуковая гимнастика»).
Утреннюю гимнастику лучше выполнять под ритмическое сопровождение бубна, свистка, а не только под словесный счет.
При наличии на участке крытых групповых навесов, соответствующих требованиям СНиП (площадь не менее 40 м2, противоветровое укрытие на 1–1,5 м от земли с трех сторон), прием детей и проведение утренней гимнастики под навесом проводится на участке в любую погоду (исключая сильные дожди, метели или сильные морозы).
Утренние гигиенические мероприятия и закаливающие процедуры
После проведения утренней гигиенической гимнастики дети приступают к гигиеническим мероприятиям: чистке зубов и умыванию, с проведением при этом закаливающих процедур.
Чистка зубов должна быть организована на базе ДОУ. Во-первых, это дает возможность обучить и проследить за правильностью выполнения этой гигиенической процедуры и, во-вторых, зараженные примером друг друга, дети с охотой ее выполняют, чего не делают дома.
При чистке зубов полоскание рта проводится холодной водопроводной (или кипяченой водой комнатной температуры, если есть санитарные ограничения на употребление водопроводной воды) 2–3 раза, с последующим точечным массажем миндалин. Последний проводится самим ребенком путем наложения большого и среднего пальцев правой руки на шею в области проекции миндалин и проведения интенсивного кругового массажа их (5–6 раз в одну и другую сторону).
После чистки зубов идет умывание холодной водой в следующей последовательности: руки с мылом– лицо – уши – шея. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только нужно снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.
После мытья рук с мылом, в предэпидемический и эпидемический по гриппу и ОРЗ период, желательно ежедневно утром и после дневного сна проводить мыльные аппликации носовых ходов. Для мыльных аппликаций может использоваться только туалетное мыло («Детское», «Ланолиновое» и пр.), но не хозяйственное. При выполнении процедуры ребенок намыливает указательный пальчик и обрабатывает им на достижимую глубину оба носовых хода.
Физкультминутки при проведении развивающих занятий с элементами закаливания
Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Не все занятия требуют проведения физкультминутки, а лишь те из них, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей: занятия по родному языку, развитию элементарных математических представлений и т. д. Само собой разумеется, что необходимость проведения физкультминуток появляется лишь в дошкольном возрасте.
Физкультминутки вводятся во второй половине занятия, в младшем дошкольном возрасте – через 10, а в старшем – через 15 мин от начала занятия и далее каждые 10 мин по 1,5–2 мин (время проведения физкультминуток в чистое время занятия не включается).
В подборе упражнений для физкультминуток необходимо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по исполнению; они в основном должны охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, ходьбой на месте, подскоками, приседанием в быстром темпе. Иногда это могут быть и упражнения для более мелких групп мышц: кистей рук, шеи, лица, глаз и т. д.
Обязательным элементом каждой физкультминутки у детей после 5 лет должен стать точечный профилактический самомассаж 2–3 биологически активных точек по схеме (рис. 3), направленный на повышение неспецифической резистентности организма к простудным заболеваниям.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.